Главная/Блог/Отчеты о походах/Матчинский горный узел, 1979 г. Рук. Шабашов Е.Д.

Матчинский горный узел, 1979 г. Рук. Шабашов Е.Д.

18 января 2012   Автор: Администратор   Рубрика: Отчеты о походах


ОТЧЕТ
о горно-туристском путешествии
5 категории сложности
в районе Матчинского горного узла
совершенного с 26 июля по 14 августа 1979 года
Руководитель группы — Шабашов Е.Д.


СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ

Группой пройден следующий маршрут:
кишлак Ворух — перевал Дунон (н/к) — ущелье реки Кшемыш — ущелье реки Нурлоу — перевал Курдактыр (1А) — перевал Голыш (2А) — ледник Райгородского — перевал Довгулевича-Райгородского (3А) — ледник Кшемыш — перевал Щуровского (2А) — перевал ОПТЭ (3А*) — ледник Скачкова — Зеравшанский ледник — перевал Западный Дарапиоз (2Б) — ледник Западный Дарапиоз — река Ярхич — селение Хоит — город Душанбе.

Общая протяженность маршрута — 180 км.
Активным способом пройдено — 180 км.
На путешествие группа затратила 19 дней. Из них на активное передвижение затрачено 16 дней.

В период путешествия группа состояла на учете в КСС Белорусского республиканского совета по туризму и экскурсиям и КСС города Ферганы.
Путешествие было организовано в рамках Белорусских республиканских сборов руководителей сложных горных путешествий.

Список группы:
Шабашов Евгений Дмитриевич (1949 г.р.) — руководитель;
Снигирь Константин Иванович (1949) — ремонтник;
Толкачев Анатолий Федорович (1946) — фотограф;
Галогаев Сергей Викторович (1953) — завхоз;
Шакуро Лилия Ивановна, м.с. по горному туризму (1939) — врач;
Хасдан Леонид Самйлович, м.с. по горному туризму (1939) — врач.


СВЕДЕНИЯ О РАЙОНЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Путешествие проходило в горном узле Матча (по-таджикски означает «место, куда бегут»).

Впервые в 1868 году А.П.Федченко посетил долину Зеравшана, а в 1869 и 1871 гг горную местность Кухистан в верховьях Зеравшана и ее притоков. В 1880 году в горный узел Матча проник геолог Мушкетов. В 1906 году экспедиция Риккмер-Риккмера дала первое описание истоков Зеравшанского ледника. В районе Зеравшанского ледника и проходил маршрут нашей группы.

Район нашего путешествия включал в себя Зеравшанский узел оледенения в громадной горной системе Памиро-Алая. Здесь Алайский хребет разделяется на Туркестанский и Зеравшанский. Все три хребта, вытянувшись в широтном направлении, поднялись здесь почти до 4800 метров над уровнем моря. В районе стыка Туркестанского и Зеравшанского хребтов стоит пик Игла (5301 м), здесь же расположен огромный Зеравшанский ледник, из которого вытекает река Зеравшан, которая в верхнем течении носит имя Матча.

Площадь высокогорной части (горного узла Матча) составляет около 10 000 км кв. В административном отношении Матчинский горный узел входит к северу от Туркестанского и Алайского хребтов в состав Киргизии, а к югу — в состав Таджикистана.

Горы Матчинского узла относятся к альпийскому типу. Пятитысячники Туркестанского, Зеравшанского и Алайского хребтов покрыты ледниками и вечными снегами. Вся горная область Матчинского горного узла представляет собой чередование высоких хребтов и глубоких, узких горных долин. Горный узел Матча разделяется на два района — Северный и Южный. Основу северного района составляет Туркестанский хребет. Самая высокая вершина — пик Пирамидальный (5510 м). Гребни и вершины Туркестанского хребта лежат в зоне вечного снега, граница которого на северном склоне проходит на высоте 3500-4000 м, а на южном из-за сухости воздуха и климата — несколько выше.

Основу южного горного района составляют два хребта. Первый из них Зеравшанский, представляет собой узкую, покрытую снегом горную цепь с вершинами, достигающими 5000 м и более. Северный склон хребта несет значительное оледенение.

Алайский хребет наиболее остроконечен и скалист. Его северныеи южные склоны сильно изрезаны узкими, глубокими ущельями, куда каскадами водопадов низвергаются бурные потоки.

Зеравшанский и Алайский хребты с юга образуют единый горный ансамбль. Зона снега здесь лежит на высоте 4000-4200 м. Ледники и снежники северного склона питают бассейн реки Зеравшан, а Алайского хребта — бассейн реки Сох. Ледники южных склонов обоих хребтов питают бассейн реки Сурхоба.

Климат на Матчинском горном узле умеренно континентальный. Среднегодовая продолжительность солнечного сияния 2500-2700 часов. Лето жаркое. Зима в горах холодная с морозами. Общее количество осадков по горному району примерно 300-600 мм в год. При подъеме на каждые 100 метров температура падает на 0,6-0,7 градусов, а количество осадков возрастает.

Наилучшее время путешествий в горах Матчинского горного узла — с конца июля по сентябрь месяц включительно. Периоды непогоды с осадками во всем районе редкии длятся 1-2, иногда 3-4 дня.

Растительный мир Матчинского горного узла представлен вблизи рек и водоемов естественными зелеными оазисами — пойменными лесами (тугаи), где растут болотный тополь, облепиха, джида, ива и различные болотные травы. Такие леса местами непроходимы. По долинам также растет дикий миндаль, боярышник, арча, в долинах — клен, грецкий орех, ива, тополь.

Лесостепной пояспреобладает на высоте от 1500 до 3500 м. Основной его фон древесно-кустарниковый, который чередуется со степными, луговыми участками или голыми скалами.

Из животных попадаются волк, небольшие стада джейранов. В пойменных лесах водятся бухарский олень, полосатая гиена, шакал, дикобраз, камышовый кот. Здесь много змей, птиц, черепах, рыбы в водоемах. Высоко в горах в скалах обитают горные козлы, беркуты.

Почти во всех ущельях есть летовки таджикских и киргизских скотоводов, которые в случае необходимости могут оказать помощь. К ним можно обратиться в том случае, если нужно оставить в летовке заброску продуктов и снаряжения. Эти люди всегда приветливы, всегда угостят айраном. Со своей стороны туристам желательно иметь с собой дополнительный запас профилактических средств и медикаментов для оказания помощи местному населению в случае, если такая помощь понадобится.


ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Поход был организован Белорусским республиканским советом по туризму и экскурсиям и проходил в рамках учебных сборов по подготовке руководителей сложных горных путешествий.

В период предпоходной подготовки участники группы тренировались в осенне-зимний период 2 раза в неделю, а в весенне-летний период 2-3 раза в неделю. В программу предпоходной подготовки входили физическая подготовка и походы выходного дня с максимальной нагрузкой, а также большое внимание уделялось участию в соревнованиях по спортивному ориентированию, в соревнованиях различного масштаба и многокилометровым пробегам по пересеченной местности.

Иногородние участники тренировались по такой же программе.

В мае месяце двое из состава группы приняли участие в республиканских соревнованиях по технике горного туризма, где внесли достойный вклад в победу команды.

В июне месяце были проведены походы низшей категории сложности в районе Западного Кавказа, где было опробовано скальное и ледовое снаряжение, была проверена правильность подбора продуктов. Эти походы дали возможность получить небольшую акклиматизацию и полностью определить окончательный состав группы.

Выбор маршрута в районе Матчинского горного узла имел своей целью повысить высотный опыт будущих руководителей, отработку перевалов высшей категории сложности в условиях высокогорья, накопления фотоматериалов и описаний перевалов мало хоженного белорусскими туристами района Матчинского горного узла.

Нитка маршрута была разработана с постепенным набором высоты и сложности перевалов, что позволило к перевалу Довгулевича-Райгородского (3А) подойти хорошо акклиматизировавшись. В начале маршрута группой было изменено начало движения, и вместо подъема от селения Ворух по ущелью реки Кшемыш, был пройден некатегорийный перевал Дунон, что позволило повысить акклиматизацию группы и проверить свою физическую и психологическую подготовку к маршруту. После была проведена заброска части продуктов к языку ледника Кшемыш, что намного облегчило наши рюкзаки и дало дополнительную акклиматизацию.

Маршрут похода был выбран безошибочно и вполне соответствовал физической и технической подготовке группы. Все перевалы пройдены всеми участниками группы. Только ввиду надвигающейся непогоды группой была отменена разведка новых перевалов с ледника Кшемыш на ледник Ак-Терек с последующим возвращением в базовый лагерь через перевал Кшемыш (2Б). Хотя визуальная разведка и фотографирование этих мест произведены, и явных перевальных перемычек не просматривается.

План путешествия группой пройден и выполнен полностью, маршрут прошли все участники группы.




ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА


Дни пути Даты № участка дневного перехода Участок пути
(от — до)
Протяженность (км) Чистое ходовое время (час) Характер пути, естественные препятствия, опасные участки Метеоусловия Примечания
1 26.07 1 к.Ворух — пер. Дунон — к.Кшемыш 15 6 Грунтовая дорога через перевал Солнечно +27...+30° Пешком
2 27.07 2 кишл.Кшемыш — лед.Кшемыш — кишл.Кшемыш (заброска) 20 4,5 Хорошо нахоженная тропа Солнечно +24...+25° — || -
3 28.07 3 кишл.Кшемыш — ущ.р.Нурлоу — оз.Каракуль-Катта 13,55 5,5 Дорога — нахоженная тропа — || -
4 29.07 4 оз.Каракуль-Катта — пер.Курдактыр (1А) — ущ.р. Калаймахмуд 9 3,5 Хорошая тропа. Серпантин — || -
5 30.07 5 ущ.р. Калаймахмуд — пер.Голыш (2А) — г.лед.Райгородского 16 14 Скотогонная тропа.
Каменистая осыпь.
Ледник.
Снежник.
Ледопад,
конечная морена
Солнечно +25...+27° — || -
6 31.07 6 Дневка (разведка ледопада Райгородского) - - - Солнечно — || -
7 1.08 7 Лед.Райгородского — ледопад Райгородского — верхнее плато ледника 14 9,5 Ледопад. Лавинные выносы. Снежное поле. Большие трещины Солнечно.
С 20:00 +5..+7°
— || -
8 2.08 8 пер.Райгородского-Довгулевича (3А) — лед.Довгулевича - 10 Снежный взлет 30-40°, вверху 55-60°. Спуск — лед под осыпью. Ледник. Левобережная морена Солнечно +20...+25° — || -
9 3.08 9 лед.Довгулевича — лед.Кшемыш 9 2,5 Морена. Тропа на «бараньих лбах» Солнечно +25...+30° — || -
10 4.08 10 Дневка - - - Солнечно +25...+30° — || -
11 5.08 11 Лед.Кшемыш — пер.Щуровского (2А)- лед.Щуровского 10 8 Ледник. Трещины. Скальная стенка. Полки. Спуск — снежное плато 7:00 солнечно.
С 15:00 снег, ветер, туман
+17...+20°
— || -
12 6.08 12 Лед.Щуровского — подход к пер.ОПТЭ (3А) 3 2 Ледник, снежник 15-20°. Снег Солнце +22...+26° — || -
13 7.08 13 Дневка - - - Туман.
Снег.
Видимость=0.
Холодно +10...+12°
-
14 8.08 14 Пер.ОПТЭ (3А) — ледник Скачкова 10 9,5 Бергшрунд, лед. Вертикальные скалы. Снежный карниз. Ледник, трещины. Морена Снежная крупа.
Видимость=10м. −10°
Пешком
15 9.08 15 Лед.Скачкова — ледн.Зеравшанский 5 3 Остаточная морена. Ледник Дождь, туман.
Холодно
+10...+12°
— || -
16 10.08 16 Лед.Зеравшанский — лед.Белый 6 4,5 Ледник. Поверхностная морена Дождь, туман.
+7...+10°
— || -
17 11.08 17 Лед.Белый — пер.Зап.Дарапиоз (2Б) — лед.Зап.Дарапиоз 9 8 Снежник. Трещины. Скальная осыпь. Снежник. Осыпной склон. Ледник. Морена Туман, снег.
Холодно
+7...+10°
— || -
18 12.08 18 Лед.Зап.Дарапиоз — ущ.р.Дарапиоз 12 10 Крупная осыпь. Тропа по густо заросшему склону. Снежный мост. Хорошая тропа — || - — || -
19 13.08 19 Ущ.р.Дарапиоз — ущ.р.Ярхич 10 4,5 Хорошая тропа. Дорога Солнечно +24...+27° — || -
20 14.08 20 Ущ.р.Ярхич — село Хоит 29 6 Хорошая дорога Солнечно +25...+30° — || -


ПЕРЕВАЛ ДУНОН

Категория сложности — н/к.
Высота — 2500 м.
Участок перехода от кишлака Ворух до кишлака Кшемыш.

После приезда из города Исфара в кишлак Ворух первым рейсовым автобусом, ставим печать в маршрутную книжку и договариваемся с бригадиром насчет машины. Машиной доезжаем до мазаров, это около 15 км от кишлака Ворух. Дальше машина не идет, хотя через перевал Дунон проложена дорога для завоза продуктов чабанам в кишлак Кшемыш. Производим пересортировку продуктов и веса, и в 16-00 по хорошей автомобильной дороге движемся на перевал Дунон.



Дорога идет серпантином в самом, начале пересекая два небольших горных ручья. Дальше до самого перевала и на большей половине спуска воды нет. Идти очень тяжело, сказывается отсутствие акклиматизации, большой вес рюкзаков и непривычная дневная жара.



Дорога выводит на перевальную седловину, представляющую собой широкое травянистое понижение. Тур находится рядом с дорогой, но записки в нем нет./p>

Подъем от мазара до перевальной седловины занял 4 часа ходового времени.

Вниз уходит дорога, и мы после небольшого отдыха начинаем спуск в долину слияния рек Бирксу и Кшемыш к заброшенному кишлаку Кшемыш, где сейчас расположена крупная летовка киргизских чабанов.

На спуск с перевала Дунон затрачено 2 часа.

На переход через перевал Дунон затрачено 6 часов ходового времени.

На ночлег останавливаемся сразу же после спуска у реки Бирксу.


ПЕРЕВАЛ КУРДАКТЫР

Категория сложности — 1А.
Высота — 3600 м.
Участок перехода от кишлака Кшемыш — ущелье реки Нурлоу — озеро Каракуль Ката — перевал Курдактыр — ущелье реки Калаймахмуд.

Выходим в 6:30 и перейдя по мосту реку Кшемыш, обходим старую заросшую остаточную морену. Движемся левым берегом реки Нурлоу по хорошо наезженной автомобильной дороге, которая плавно набирает высоту. На протяжении всего пути по ущелью реки Нурлоу растет арча, ива.

Через два перехода подходим к большому кошу, расположенному на правом берегу реки Нурлоу. Здесь удобная пологая дорога кончается и начинается хорошо видимая тропа, идущая по левому берегу реки Нурлоу среди камней и осыпей. Через один переход от верхнего большого коша подходим к небольшому зеленоватому моренному озеру Каракуль-Ката (малое). Сраузу же за озером начинается моренный вал, так называемая плотина.

Через 20-30 минут ходьбы от озера Каракуль-Ката (малое) тропа уходит вправо по крутому, заросшему арчой склону. В начале своего подъема тропа плохо заметна, и надо быть очень внимательным. На месте поворота тропы стоял кол, укрепленный камнями у основания.

Движемся по крутой тропе, по так называемой третьей плотине, перегораживающей ущелье реки Нурлоу. Река про падает под камнями и вплоть до озера Каракуль-Ката (большое) воды нет.

Через 1,5 перехода выходим к высокой 180-метровой моренной плотине, из края в край перегораживающей ущелье. Поднимаемся на плотину справа по ходу по хорошо заметной тропе. Подъем занимает 30 минут.

С плотины открывается прекрасный вид на озеро Каракуль-Ката (большое).

Тропа уходит вниз влево и берегом озера, то спускаясь к самой воде, то поднимаясь вверх, выводит к ручью, стекающему из-под перевала Курдактыр. Перевал Курдактыр с плотины не виден, он перекрывается скальным отрогом.

Тропа, ведущая к перевалу Курдактыр, уходит вправо на заросший травой склон небольшого отрога и с небольшим набором высоты движется по склону, а потом переходит влево на скальн0-травянистый склон под скальной грядой красного цвета.

Отсюда хорошо просматривается перевальная седловина перевала Курдактыр, к которому тропа ведет некрутыми серпантинами.



На подъем от озера до перевальной седловины перевала Курдактыр затрачено 1,6 часа.

Перевальная седловина представляет собой широкое травянистое понижение между двумя скальными вершинами. Тур находится на высоте тропы в левой части седловины.



Спуск с перевала Курдактыр вначале прямо вниз, а затем серпантином по травянистому склону вправо к виднеющемуся ручью. До ручья спускаемся за 30 минут. Дальше тропа ведет на возвышающееся столообразное плато с расположенным на нем кошем. У коша тропы почти не видно. Дальнейший путь движения к левому по ходу краю плато в направлении высохшего арчевника, где есть хорошая спусковая тропа в долину реки Калаймахмуд в направлении ледника Райгородского. При выходе из зарослей арчи тропа уходит вниз к мосту через реку Калаймахмуд в направлении ледника Райгородского. При выходе из зарослей арчи тропа уходит вниз к мосту через реку Калаймахмуд на ее правый берег.

Путь от кишлака Кшемыш до долины реки Калаймахмуд занял двое суток.


ПЕРЕВАЛ ГОЛЫШ

Категория сложности — 2А.
Высота — 4300 м.
Участок перехода от ущелья реки Калаймахмуд — перевал Голыш — ледник Райгородского.

Прямо от моста через реку Калаймахмуд, напротив спуска с перевала Курдактыр, резко вверх уходит хорошо нахоженная скотогонная тропа. Тропа идет с хорошим набором высоты по заросшему арчой и кустарником склону и выводит к небольшому кошу прямо напротив спуска с перевала Курдактыр. Через 1,5-2 часа тропа выводит ко второму, более крупному кошу. От него тропа опять уходит вверх с хорошим набором высоты на безымянный скотоперегонный перевал через один из боковых отрогов пика Голыш. От большого коша до выхода на перевал идем 50-60 минут. С перевальной седловины, представляющей собой широкое, заросшее травой понижение в отроге пика Голыш, хорошо просматривается перевал Курдактыр и спуск с перевала.

Перевальная седловина представляет собой широкое травянистое понижение в боковом отроге пика Голыш, через которое ведет хорошо нахоженная скотогонная тропа, по которой местные чабаны перегоняют скот из долины реки Калаймахмуд в долины рек Алимайдан и Армизан (каждый чабан хорошо знает эту тропу).

С перевальной седловины ведет тропа через заросли арчи, внизу виднеется большой кош. К кошу не спускаемся, а сбросив 50-70 метров высоты уходим вправо на травянистый склон и идем по тропе красного цвета. Почти не теряя высоты, уходим в долину реки Алимайдан. Кош остается далеко внизу. Внизу за кошем просматривается перевал Джак-Арча (1А) и подходы к нему.

Через 2,5 часа движения по тропе (которая на всем пути хорошо видна и пересекает несколько небольших травянистых отрогов и два ручья), спускаемся в долину реки Алимайдан прямо к еще одному кошу, расположенному напротив виднеющегося перевала Кызыл-Таш (1А), и от коша уходим вправо с подъемом на небольшое, столообразное, заросшее травой плато, пересекаем его с уклоном влево и спускаемся по заросшему арчой склону к ручью, вытекающему из-под склонов пика Голыш и впадающему в реку Алимайдан.

Пересекаем ручей и по средне-каменистой боковой морене движемся к высоким белым мраморным «бараньим лбам», с которых в долину падает водопад. Не доходя метров 100-200 до водопада от «бараньего лба», белого с черными полосами, расположенного на правом берегу реки Алимайдан.

Прямо напротив «бараньего лба», справа по ходу, есть широкий внизу и узкий вверху кулуар, засыпанный крупнокаменистой подвижной серой осыпью, по нему поднимаемся вверх на крутые осыпные склоны. Здесь поворачиваем влево и траверсируя склон проходим кулуар, по которому спадает ручей в сторону водопада.



Пройдя склон, подходим к снежному склону крутизной 40-45° и высотой 80-100 м. Поднимаемся по снежнику справа по ходу серпантином и выходим на ледник Алимайдан.



Движемся без значительного набора высоты по левому (орографически) краю ледника Алимайдан, покрытого крупнокаменистой осыпью, вдоль стен пика Голыш.



Перевальный взлет представляет собой (???) с небольшим снежником под самым перевалом. Выходим по осыпи на снежник и траверсируя его вправо выходим на перевальную седловину перевала Голыш.



Перевальная седловина представляет собой снежно-скальную перемычку. Тур находится чуть ниже перевальной перемычки слева под скалой.







Время, затраченное на переход от реки Калаймахмуд до выхода на перевал Голыш, составило 12 часов.

Спуск с перевала по крутой каменистой осыпи (вверху небольшой снежник), сначала прямо вниз до конца осыпи, а потом вправо в обход моренного вала.



Со стороны спуска просматриваются две седловины. Левая представляет собой широкий осыпной склон, правая тоже осыпная, более выраженная, со скальным отрогом справа — это и есть перевал.



Весь путь спуска проходит по правой стороне ущелья по осыпям, в большинстве состоящим из мрамора белого цвета.

Из бокового ущелья, ведущего с перевала Голыш по крутой осыпи вдоль скал пика Голыш, спускаемся на небольшую ледопадную ступень ледника Кокбелес.



Средняя часть ледника Кокбелес представляет собой ледопадную ступень, а нижняя часть довольно спокойная и пологая. Проходим ледопадную ступень и ледник справа без особых осложнений и выходим на правобережную, довольно высокую остаточную морену.





На морене кое-где виднеется тропа. С морены хорошо просматривается ледопад Райгородского и перевал Довгулевича-Райгородского. По морене с резким сбросом уходим в долину реки Калаймахмуд.

На спуск с перевала Голыш затрачено 3 часа. Общее время прохождения перевала — 15 часов.


ПЕРЕВАЛ ДОВГУЛЕВИЧА-РАЙГОРОДСКОГО

Категория сложности — 3А.
Высота — 4800 м.
Участок перехода от ледника Райгородского до ледника Кшемыш.

Выходим из лагеря, расположенного чуть ниже входа в ущелье Кокбелес, и движемся сначала по правому берегу реки Калаймахмуд. Потом переходим реку, вытекающую из ущелья Кокбелес, по переброшенному с одного берега на другой бревну и выходим на правобережную морену ледника Райгородского.



Пройдя метров 50 по морене, спускаемся на ледник Райгородского, который в своем нижнем течении спокоен и полог. Немного проходим по правому краю ледника, а потом переходим на его центр и по гладкому телу ледника, слегка смещаясь вправо по ходу движения, подходим к ледопаду Райгородского.



Не дойдя метров 40-50 до ледопада, разбиваем лагерь и выходим на предварительную разведку и обработку пути подъема по ледопаду. Во время разведки пути завешиваем 40 метров перил и вырубаем около 200 ступеней.

На следующий день по заранее подготовленному маршруту начинаем прохождение ледопада Райгородского.





Начало движения по центру ледопада, по небольшим разрывам и ледовым полкам метров 50-60, а потом среди разрывов переходим на левый (орографически) край ледника и по заранее завешенным перилам выходим на правый лавинный вынос в виде треугольника.





До выхода на снежник затрачено 1 час 30 минут. Пройдя снежник, уходим по хорошему ледовому полю влево по ходу метров на 15-20, потом опять идем вверх, постепенно смещаясь вправо. Через 1 час пути подходим к сильным разломам и по 10-метровому острому ледовому ножу, пересекающему довольно крупный ледовый провал, уходим вправо по ходу под скальную стену.

До стены не доходим 10-15 метров и по ледовому сбросу, засыпанному мелкими камнями, поднимаемся на второй лавинный вынос, выбегающий из бокового ущелья. Поднимаемся до конца лавинного выноса и в конце его спускаемся на ледопадные разломы черного цвета и, лавируя между трещин и разломов, уходим сначала влево, затем вправо к скалам, постоянно набирая высоту.





Вскоре выходим к широкой, до 30 метров, трещине, ведущей почти от середины ледопада до скальной стены. Спускаемся в трещину (в середине трещина забита льдом и снегом), по трещине уходим чуть влево. Здесь есть две ступени отломившегося льда. Первая, 5-7 метров по вертикали, выводит на небольшое ледовое плато с нависающим сверху сераком. Вторая, 10 метров, выводит на второе ледовое плато. Завешиваем 15 метров вертикальных перил и выходим на первое плато, рюкзаки приходится выдергивать.



На второе плато выходим тоже по вертикальным перилам, но уже с рюкзаками. С плато уходим вправо по ходу на снежник крутизной 35-40°. На снежнике имеются трещины, обходим их и серпантином за 30 минут выходим на гладкое поле ледопада, засыпанного слева (орографически) крупной каменистой осыпью.







На все прохождение ледопада затрачено 6,5 часов. Впереди виднеется перевал Райгородского-Довгулевича. Уходим на центр ледника. Здесь ледник открытый, трещин нет. По центру ледника подходим к снежнику крутизной 20-25° и с хорошим набором высоты поднимаемся вверх, держа путь на виднеющийся перевал.



Вскоре снежник выводит на ледовое поле, засыпанное свежим снегом. Поле очень разорвано, с большим количеством трещин внушительных размеров. Трещины проходим по небольшим, но крепким мостам с попеременной страховкой. Оставляя справа по ходу две ступени ледопада серого цвета, выходим на широкое фирновое плато, где и останавливаемся после ледопада на ночлег. После ледопада прошли 3 часа.



После ночлега движемся по фирновому полю прямо к перевалу. Подход к перевалу перекрыт скальной грядой с висящим на ней небольшим ледопадом. Скальную гряду с ледопадом обходим справа по ходу и по снежнику крутизной до 35° выходим на снежное поле под перевальный взлет.



Перевальный взлет представляет собой снежник длиной 200-220 м, крутизной внизу 35°, вверху 50-60°, изрезанный крупными вертикальными бороздами.







Нижняя часть снежника отрезана от более длинной и крутой верхней части глубоким бергшрундом. Правее центральной части взлета бергшрунд забит снегом, имеется довольно хороший мост. Проход не вызывает особого труда. Сразу же после бергшрунда завешиваем 40 метров вертикальных перил и выходим на правые по ходу небольшие скалы. Завешиваем еще 40 метров перил и выходим под вторые скалы, чуть левее первых. От вторых скал уходим по диагонали вверх и влево под осыпные очень разрушенные скалы (слева по ходу), еще 60 метров диагональных перил. Здесь снежный взлет зажат с двух сторон скальными выходами и сужается до 10 метров, крутизна увеличивается до 60-70°.







Снег очень плотный, со скал летят небольшие камни. Выходим на левые по ходу скалы, где завешиваем 40 метров перил и по перилам выходим под нависающую скальную балду. Ее обходим справа и выходим на хорошую скальную скальную полку, по которой подходим под сам перевал. С перевальной седловины свисает снежный карниз.

C полки уходим метра на 2-3 влево на скальный выступ и с него, прорубив снежный карниз и завесив 10 метров перил, выходим на перевальную седловину перевала Райгородского-Довгулевича.

Перевальная седловина представляет собой небольшую скально-осыпную гряду с нависающим в сторону ледника Райгородского довольно мощным карнизом. Посреди перевальной седловины имеется скальный пичок, где расположен тур.



На прохождение перевального взлета затрачено 5 часов.

Спускаемся с перевала на ледник Довгулевича прямо с центра перевальной седловины по ледовому склону крутизной до 45° с уходом вправо на осыпной склон, под которым просматривается лед. Все время смещаясь вправо сначала по крупной, потом по мелкой осыпи выходим на ледовый склон, покрытый небольшим слоем снега, и по нему спускаемся на тело ледника Довгулевича. Ледовый склон при выходе на ледник выполаживается и имеет небольшую ледовую ступень.





Спуск с перевала на ледник занял 20 минут.

Дальше движемся по центру ледника. Ледник открытый и пологий, трещин не имеет. Потом движемся по правой стороне ледового ручья. В средней своей части ледник напоминает плохо вспаханное поле.





Переходим на левый берег ручья и, двигаясь среди небольших ледовых столбиков и ледовых стенок, спускаемся вдоль ручья на нижнюю часть ледника, полностью закрытую мореной коричневого цвета. По ней уходим в центр к спадающему вниз потоку и вдоль левого берега потока спускаемся вниз на левобережную морену рыжеватого цвета. Все время идем по левой стороне потока (тропы нет), держа путь на правый склон левого отрога.



Там, где поток увеличивает угол наклона и двумя ступенями водопада низвергается в долину ледника Кшемыш, уходим влево на «бараньи лбы», заросшие травой. С них есть хороший спуск, сначала по траве, потом по небольшим скальным полочкам на сыпуху, заросшую травой, и с нее на ледник Кшемыш.



Спуск с перевала в долину реки Кшемыш занял 4,5 часа. Спускаться надо только по левой стороне ущелья, правая внизу непроходима из-за узкого каньона и двух ступеней водопада.


ПЕРЕВАЛ ЩУРОВСКОГО

Категория сложности — 2А.
Высота — 4400 м.
Участок перехода от языка ледника Кшемыш до верховий ледника Щуровского.

От языка ледника Кшемыш из лагеря, расположенного на правом берегу (орографически) ледника Кшемыш, идем по правобережной морене. Через 1,5 часа переходим в центр ледника Кшемыш.



Ледник здесь спокойный, без трещин, с имющимися кое-где ледовыми колодцами и ледовыми грибами. Через 1 час движения по центру ледника уходим на снежник под левые осыпные склоны и, постепенно набирая высоту, по снежнику траверсом вправо выходим на ледник, стекающий из-под перевала Щуровского.

Поднимаемся по левой (орографически) стороне, сначала по снежникам и осыпям в обход водопада, стекающего по ледовому сбросу. Выходим на пологое тело ледника и движемся по направлению к виднеющейся стене перевала Щуровского. При выходе на второе снежно-ледовое поле ледника — небольшой подъем, здесь приходится кое-где рубить ступени (ледник трещин не имеет). Весь ледник закрыт снегом, под снегом довольно крепкий лед. После небольшого подъема, где имеются небольшие, хорошо проходимые разломы, выходим на последнее предперевальное снежно-ледовое плато.



Перевальный взлет представляет собой широкую скальную стену с имеющимися кое-где снежниками. Центр перевального взлета почти полностью засыпан снегом.

Справа со скал стекает ручей, здесь и начинаем подъем. Завешиваем 40 метров вертикальных перил и через 40 минут выходим на широкую скальную площадку. С площадки уходим влево по ходу, потом вверх по хорошим скальным полкам с хорошими зацепами (имеются хорошо натоптанные следы). С середины стены начинаем уходить постепенно влево и по скальным полкам выходим на перевальную седловину перевала Щуровского.



Перевальная седловина представляет собой неширокий скальный гребень, тур находится посреди гребня.



Время, затраченное на преодоление перевального взлета — 1 час 25 минут.

Спуск с перевала не представляет особой сложности. По осыпному склону спускаемся на широкое снежное поле и по нему уходим к моренной гряде коричневого цвета. Потом движемся вдоль моренной гряды вниз на ледник Щуровского.



На спуск с перевала Щуровского на ледник затрачен 1 час.




ПЕРЕВАЛ ОПТЭ

Категория сложности — 3А*.
Высота — 4250 м.
Участок перехода от ледника Щуровского до ледника Белый.



От места стоянки на леднике Щуровского переходим на ледник Щуровского, стекающий из-под перевала ОПТЭ. Подходим к обширному фирновому склону крутизной до 40° и справа по ходу вдоль снежно-скального мыса начинаем подъем вверх. Потом переходим влево, минут через 40 после начала движения, и движемся по склону по направлению к перевалу ОПТЭ и вверх.





Через 30 минут выходим на широкое фирновое плато под перевал ОПТЭ. Слева внизу остается ледопадная часть, справа тянется снежно-скальный гребень мыса. К перевальному взлету идем в связках, зондируя снег.

Перевал представляет собой снежно-ледово-скальную стенку порядка 200 м высотой, местами почти вертикальную. Внизу огромный бергшрунд отрезает перевальный взлет от фирнового плато. С перевальной седловины свисает огромный снежно-ледовый карниз.



Не доходя метров 50 до перевального взлета, разбиваем лагерь и проводим визуальную разведку перевала, выбираем более рациональный путь подъема на перевальную седловину.

Подход под перевальный взлет занял 1,5 часа.

Влево от центра перевального взлета бергшрунд забит льдом и снегом. Здесь проходим бергшрунд и выходим на снежно-ледовый склон. Движемся вправо в направлении нависающей скальной балды рыжего цвета. Вкручиваем 3 ледобура, завешиваем 60 метров вертикально-наклонных перил, вырубаем 50-60 ступеней и всей группой выходим на рыжую скальную балду. От нее уходим прямо вверх, завешиваем 10 метров вертикальных перил, потом от этой точки уходим влево по горизонту. Завешиваем 40 метров горизонтальных перил и выходим на край скально-осыпного кулуара. В кулуар не входить, по кулуару беспрерывно летят камни. Завешиваем 60 метров вертикальных перил и по ребру скально-осыпного кулуара выходим под снежно-ледовый карниз, свисающий с перевальной перемычки. Здесь есть довольно обширная площадка, на которой в случае нужды можно ночевать.





На преодоление скальной стены затратили 5,5 часа.

В левой части карниз прорублен предыдущей группой. Завешиваем 30 метров перил, вкручиваем 4 ледобура и один снежный крюк.



С верхней страховкой выходим на перевальную перемычку, которая представляет собой широкое снежно-скальное понижение длиной 100-150 метров. Тур находится в середине. Слева небольшие скалки, где есть площадки для палаток, воды нет.



Идет снег, сильный ветер. Меняем записку и уходим вниз.

На прохождение снежно-ледового карниза затратили 1,5 часа.

Спуск с перевала на ледник Скачкова простой и пологий, почти лыжный.

По фирновому полю, которое стекает широким потоком между скалистыми гребнями южного склона Туркестанского хребта, спускаемся к устью ледника Скачкова. Вверху обходим слева по ходу две небольшие ступени ледопада, пару трещин и выходим на ледник Скачкова. Идем вниз по центру ледника. Ледник открытый, трещин нет. Потом переходим на левобережную морену и останавливаемся на ночлег.

На спуск затратили 2 часа. Идет мелкий нудный дождь.

Назавтра уходим дальше вниз на Зеравшанский ледник. Через 1 час подходим к языку ледника Скачкова, здесь уходим влево и по крупно-каменистой осыпи, обходя неширокие трещины, выходим на Зеравшанский ледник, который в этой части выглядит довольно неуютно.

Дальше движемся вверх по леднику, по его правой (орографически) части, постепенно смещаясь в центр Зеравшанского ледника и держа путь в направлении выглядывающего из тумана пика Игла.

Через 3,5 часа подходим под ледник Белый и останавливаемся на ночлег. Идет дождь.

На весь переход затрачено 3 суток.


ПЕРЕВАЛ ДАРАПИОЗ ЗАПАДНЫЙ

Категория сложности — 2Б.
Высота — 4500 м.
Участок перехода от ледника Белый до селения Хоит.

С ночевки от места слияния ледника Белый с Зеравшанским ледником по некрутому снежному склону уходим вправо по ходу по левому (орографически) краю ледника Белый. Вверх, через 20-25 минут ходьбы, уходим влево ближек центру ледника Белый. Обходя узкие небольшие трещины, выходим на ступени ярко выраженного склона нижнего ледопада. Имеются большие разрывы. Преодолев несколько ступеней ледопада, кое-где крутизной до 40°, через 1 час выходим на широкое плато ледника Белый.

Снег свежий, легкий туман. Идем в связках.



В разрывах тумана видна перевальная перемычка перевала Дарапиоз Восточный, расположенного между пиком Игла и вершиной 4700 м. Некоторое время идем в направлении перевала Дарапиоз Восточный, а потом уходим вправо и вверх под скальный гребень. Подойдя к небольшой трещине, уходим вдоль скального гребня вправо, а потом по крутому, до 40-45°, снежнику поднимаемся на перевальную перемычку.



Перевальная перемычка перевала Дарапиоз Западный представляет собой довольно удобную скальную ложбинку, отделенную от снежного взлета бергшрундом, легко проходимым в своей верхней части. Тур находится в центре перевальной перемычки.





Начинает идти снег, опускается туман, и мы уходим вниз. Чуть левее перевальной перемычки спускаемся на 1,5 м вниз по нетрудным скалам и, забив крюк, завешиваем 60 м перил. По перилам уходим в узкий лавиноопасный кулуар, вверху обледеневший, а внизу засыпанный снегом, крутизной до 45-50°. Дойдя до небольшого скального выступа в левой части кулуара, завешиваем еще 80 м перил. По ним выходим из кулуара влево под нависающую скальную стену. От этой точки завешиваем 60 м перил и по глубокому снегу выходим на нависающие скальные выступы, засыпанные черной сыпухой. Со скального выступа уходим влево по ходу, а потом под выступом переходим вправо по небольшим пологим полкам и выходим на осыпные склоны. По осыпным склонам выходим вниз на довольно крутой, заросший травой склон и по нему спускаемся на ледник Дарапиоз.

Спуск с перевала довольно крутой и сложный, намного опаснее подъема. Длина спуска 500-600 метров. На подъем затрачено 2,5 часа, а наспуск 3,5 часа.





В верховьях ледник Дарапиоз гладкий и спокойный, трещин нет. Идем по нему вниз. Через 1 час выходим на погребенную под крупной каменистой осыпью часть ледника. По правому краю ледника, преодолев многочисленные каменные завалы, идем вниз. Через 3,5 часа движения по леднику Дарапиоз останавливаемся на ночлег в районе ледника Сай-Ледниковый.

Время, затраченное на переход от места ночевки до места (следующей?) ночевки — 10 часов.

На следующий день от места ночевки переходим по диагонали на левый край ледника и между ледником и осыпными склонами выходим в ущелье реки Дарапиоз.

Спускаемся по ущелью реки Дарапиоз левым склоном. Тропа старая, местами разорвана глубокими каньонами и расселинами, в которых текут бурные ручьи. Иногда тропа теряется, и идти приходится напролом через колючие заросли и непролазные кустарники. Очень много змей.

Пройдя порядка 9 км и затратив 7 часов хода, напротив коша переходим на правый берег реки Дарапиоз.

Тропа здесь очень хорошая, идти по ней одно удовольствие. Через 3,5 часа ходьбы подходим к кошу недалеко от слияния реки Дарапиоз и реки Ярхич, останавливаемся на ночлег.

Время, затраченное на переход с ледника до места ночевки — 11,5 часов.

(Рекомендуем для спуска по ущелью реки Дарапиоз от ледника по правому берегу, где есть довольно высокая и крутая тропа. На переход по этой тропе будет затрачено немного меньше времени и сил.)

От коша на берегу реки Назар-Айляк переходим по мосту через реку Дарапиоз и левым берегом реки Ярхич уходим по хорошей дороге к поселку Хоит.

В этом районе работают геологи, и в настоящее время проложена неплохая дорога до самого поселка Хоит, через 20 км пути нам удается поймать попутную машину, и через 1 час езды мы в поселке Хоит. Оттуда на попутной машине, осмотрев памятник жертвам землетрясения, уезжаем в город Гарм, а из Гарма в Душанбе.